Тренируем актёрское мастерство. 5 эффективных техник

Недавно мне в очередной раз задали вопрос: как можно развить свой артистизм?

Умение быть артистически ярким, эмоционально включённым в процесс выступления – важное качество для оратора. Конечно, я всегда напоминаю, что оратору не нужно быть артистом драматического театра. И жанр не тот, и задачи другие. Но всё же, хотя бы минимально владеть актёрскими навыками полезно как на сцене, так и в жизни.

Отдавая себе отчёт в том, что развитие актёрских навыков – большой, длительный процесс, я всё же решил дать в этой статье 5 советов ищущим. Это будет 5 техник, которые помогут развить свою эмоциональность, снять эмоциональные блоки, мешающие выражать себя в жизни и т.д. Причём помогут делать это самостоятельно. С непривычки некоторые упражнения могут показаться глупыми. Это нормально. Многие из них и впрямь выглядят глупо. Главное – что они чрезвычайно полезны. Попробуйте и убедитесь сами.

Упражнение №1. «Дикая утка»

С такого упражнения хорошо начать день. Это сразу активизирует Ваш эмоциональный потенциал. Даёт творческий заряд на весь день.

Ход упражнения очень прост. Вы начинаете изображать дикую утку, попавшую в неизвестное ей помещение: вашу квартиру. А как её изображать? Понятия не имею. Это же Ваша утка! Действуйте, как бог на душу положит. Тут не может быть ничего «не правильного». Позвольте себе полностью самовыразиться. И лучше, если Вы в конце концов от изображения перейдёте к «актёрскому натурализму», т.е. «СТАНЕТЕ» дикой уткой. Я не об оборотнях. Я про психологическое вживание в роль. Хороший актёр не изображает – он находится в полном слиянии собственной самости с самостью изображаемого им объекта. Вы должны думать, как утка, действовать, как утка – словом, быть уткой! Приходит всё это богатство артистического просветления с опытом. Но если тренироваться – приходит обязательно.

Освоившись с утками, переходите к другим братьям меньшим, и большим тоже. Тигры, львы, орлы, слоны и куропатки… А в процессе дня можете делать творческие минутки и пробовать копировать уже не только животных, но и людей.

Упражнение №2. «Гавайский пляж»

Упражнение похоже на «Дикую утку» наоборот. Запутались? Сейчас всё прояснится.

Вам нужно учиться представлять себя в воображаемых пространствах. Находясь в своей квартире, вообразите, что находитесь на гавайском пляже. Лягте, погрейтесь на солнышке, подмигните кому-нибудь, попробуйте ногой набегающую морскую волну (плавать или нет?), обмакнитесь в водичку (хорошо!) и т.п. Думаю, Вы поняли принцип. Как видите, в отличие от «дикой утки» в «гавайском пляже» мы работаем не с воображаемой трансформацией внутреннего пространства, а трансформируем внешнее пространство, учимся верить в него и существовать в нём.

Как и в предыдущем упражнении, воображать можно различные пространства. Короче, желаю Вам приятного кругосветного путешествия. А потренировав навыки из этого и предыдущего упражнения, можно совместить подходы и стать дикой уткой на гавайском пляже.

Упражнение №3. «Окраски»

Каждый, кто хоть раз наблюдал за игрой актёров, согласится, что актёрское мастерство это, в первую очередь, умение по требованию входить в нужное эмоциональное состояние. Такая психическая подвижность может быть свойственна человеку от природы, а может быть результатом работы над собой. Развивать эту подвижность можно, входя и удерживая себя в заданном эмоциональном состоянии.

Как войти в эмоциональное состояние? Для этого есть много путей. Например, вам нужно войти в эмоцию радости. Вы можете представить себя в ситуации, где Вы точно испытали бы радость (метод ситуативного моделирования). Можете вспомнить себя в ситуации, где вы переживали эмоцию радости и, о, чудо, Вы уже ощущаете… дайте-ка угадаю что… – РАДОСТЬ! (метод поднятия опыта). Наконец, можете представить, как ведёт себя человек в состоянии радости и начать вести себя так же – и радость не замедлит прийти к Вам (метод поведенческого моделирования)… Есть и другие подходы, скажем, через прослушивание соответствующей музыки.

Экспериментируйте, тренируйтесь, творите! Перебирайте разные эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, воодушевление, скуку, страх, торжественность, гордость, обиду, нетерпение, спокойствие, мечтательность, нежность…

Учитесь находиться в каждой эмоциональной окраске не меньше трёх минут, а потом чередовать разные эмоциональные состояния. Пробуйте молчать в эмоции, действовать в эмоции, говорить с воображаемым слушателем, общаться с реальными людьми (пойдите в магазин, поговорите с продавцами в окраске радости или гнева). Поначалу общаться с реальными людьми в позитивных окрасках будет проще, чем в негативных. И только преодолев определённые барьеры в проявлении себя, Вы сможете по-настоящему достичь свободы эмоционального самовыражения.

Упражнение №4. «Тарабарщина»

Мы изучаем актёрское мастерство лишь с одной целью – успешнее общаться. Так что в наш «дорожный набор» актёрских упражнений обязательно должны войти мощные практики для тренировки актёрского мастерства в речи. И вот первое из них.

Вам нужно постараться как можно дольше говорить на непонятном, изобретаемом Вами по ходу языке. На первом этапе данное упражнение нередко вызывает шок: как это, говорить на непонятном языке? Очень просто: шахтаманан насариб тану, кастаранья нас такалан мако насараб – ранис затаналак уцапан нукарес йалах тум: оз, эстэрпаса ранал, жеймянык, астутрбаканар юфан! Этот язык нужно не придумывать заранее, а как бы рождать в процессе речи. Отпустите свои речевые органы, начните говорить бессмыслицу, не задумываясь о том, что там мелет язык. Ваша задача отпустить себя и включать интонации, так, чтобы речь эта была интонационно окрашена, выразительны. И чем больше – тем лучше. Пусть эмоции наполняют бессмыслицу смыслом.

«Тарабарщина» помогает избавиться от речевых зажимов, чрезмерной зависимости от смысла слов, страха сказать глупость, активно тренирует эмоциональную выразительность и многое другое…

Упражнение №5. «Сказительство»

Доводилось ли Вам бывать на встречах профессиональных актёров? Лично мне – много раз. Обычно, когда хороший актёр начинает о чём-то рассказывать – заслушаешься.

Почему так увлекательно слушать актёрские речи? Актёры говорят очень образно. И тут есть образность двух направлений. Во первых, они всё стараются показать, продемонстрировать: жестами, мимикой, всем телом, что делает речь актёра очень картинной, выпуклой, в отличии от банального обмена информацией, свойственного общению не искушённых в актёрском мастерстве людей. Во-вторых, актёры говорят очень образным языком. Что я подразумеваю под этим? Можно сказать: я погулял по лесу, мне понравилось, подышал свежим воздухом. Факты, факты, факты… Можно же подойти к выражению мысли иначе: стоило мне войти в лес, он очаровал меня, лучики солнца проглядывали сквозь шепчущую листву, которая отбрасывала всюду кружевную изящную тень, на все голоса пели птицы: цокали, разливали трели, а воздух – этот душистый чудесный воздух, который хочется не вдыхать, а пить – всей грудью. Полагаю, второй вариант более привлекателен для слушания? Если Вы согласны со мной, то читайте, дальше. Второй вариант содержит много образных описаний и эмоциональных личных оценок. Теперь о том, как нам тренироваться.

Мы выявили две характерные особенности речи профессиональных актёров, и тренировать эти навыки нужно в два этапа.

На первом этапе составляйте любое фактологическое предложение (допустим: на столе лежит сломанный карандаш) и добавляйте к нему образных описаний и эмоциональных оценок (к примеру: на обшарпанном в трудовых баталиях столе, грустно свесив грифель, лежит сломанный, можно сказать, сломленный судьбой карандаш).

На втором этапе произносите это предложение и старайтесь добавить к нему актёрских демонстраций происходящего, интонационных окрасок, мимики. И конечно же, чувствования происходящего. Короче, добавляете всё то, чему мы научились в предыдущих упражнениях.

Вначале Вы будете придумывать короткие фразы. А потом, освоив приёмы, прочувствовав их – перейдёте к свободному рассказыванию любых историй с использованием образного языка и артистичных демонстраций.

Кстати, демонстративные актёрские навыки можно развивать, рассказывая анекдоты. Там всегда есть какие-то участники, а иногда и диалоги разных людей. Вот Вам и возможность поговорить разными голосами, потренировать говорящие, выразительные жесты, а заодно и отточить свои навыки рассказывания анекдотов. По-моему, прекрасная и полезная задача.

Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что оттачивают актёрское мастерство в репетировании, а наслаждаются им в спектакле. Мне всегда было интересно показать свои актёрские работы публике. Безусловно, это всегда было страшновато. Я и теперь волнуюсь, когда выступаю с чем-то новым. Просчитать на все 100% реакцию зала невозможно. Всегда остаётся риск. И всё же риск этот более чем оправданный. Поэтому-то я обычно и рекомендую всем и каждому изучать актёрское мастерство в группе. С этой целью я разработал курс актёрского мастерства и речевой креативности для оратора «Школа образа», где целый месяц мы развиваем навыки актёрского мастерства с уклоном в ораторское искусство. Однако и самостоятельной работы никто не отменяет. А для этого теперь у Вас есть надёжный комплект проверенных временем актёрских упражнений. Успехов!