Куда на сцене руки девать?

Часто от студентов ораторских курсов (в самом начале их ораторского пути) я слышу один и тот же вопрос: куда на сцене девать руки? На первом уровне курса риторики и ораторского искусства мы обязательно проходим тему о законах сценической жестикуляции. И всё же я позволю себе дать здесь несколько советов для особо пытливых.

В жизни мы постоянно жестикулируем. Одни, конечно, делают это активнее, другие – скромнее (в силу врождённой эмоциональности и личностной раскрепощённости), но жестикулируют определённо все. Это привычная нам жестикуляция, назовём её «бытовой», как правило не вызывает ни затруднений, ни лишних вопросов. Однако же стоит человеку оказаться на сцене, как сразу у него начинает возникать масса вопросов в отношении собственных жестов: кто-то просто стыдливо прячет руки за спиной, кто-то пытается ими действовать, но движения получаются какие-то неестественные, и лишь небольшое число людей интуитивно правильно жестикулируют на сцене.

– А разве можно жестикулировать правильно и неправильно? – спросите Вы.

– Можно! – смело отвечу я.

Искусные сценические жесты довольно сильно отличаются от обычных бытовых, хотя отчасти опираются на те же принципы. Вот некоторые законы сценической ораторской жестикуляции.

  • Сценические жесты начинаются из базовой позиции рук. Базовая позиция располагается на уровне подреберья, чуть выше пупка, кисти рук при этом могут соединяться подушечками пальцев, быть слегка сцепленными друг с другом, обхватывать ладонью кулак и т.п.
  • От базовой позиции жесты направляются вверх и чуть вперёд (к залу), а иногда ещё и по дуге (с небольшим загибом вниз), и всегда останавливаются в конечной точке.
  • Эта точка (небольшая стоп-пауза в конце) придаёт жесту отточенность и активность. Без неё жесты выглядят неряшливо, вяло и совершенно невыразительно.
  • Участвуют в жестикуляции обе руки. Как в песне поётся: «то вместе, то поврозь, а то – попеременно». Самой частой ошибкой является односторонняя жестикуляция – когда работает только одна рука.
  • А семантически в жестикуляционном процессе помимо коммуникативных жестов (вспомогательного движения рук) должны быть и говорящие жесты (несущие смысловую нагрузку). В бытовой жестикуляции у нас есть даже закреплённые говорящие жесты: поднятый вверх большой палец, жест «виктория» и другие. В сценической жестикуляции можно по ходу изобретать много интересных говорящих жестов (почти как в игре «Крокодил»), да и подмечать интересные жесты у других ораторов, обогащая свой жестикуляционный язык.

Одно американское исследование наглядно показало, что если во время рассказывания человек не использует жесты, то его слушатель гораздо хуже запоминает смысл сказанного. Так что жестикуляция для слушателей чрезвычайно важна. Она сродни картинкам в книжке: украшает, увлекает и помогает. Так что жестикулируйте в своё удовольствие. Главное, делайте это – правильно!