Развиваем речевую свободу и креативность

Умение говорить свободно и интересно для одних становится ключом к успеху в обществе, для других же – поводом завидовать первым. А есть и третьи – те, кто берёт судьбу в собственные руки и развивает свои коммуникативные навыки, достигая таких высот, которые, казалось, ещё недавно были недоступны.

В этой статье мы поговорим о трёх эффективных приёмах, которые уже помогли очень многим научиться говорить свободно и интересно.

1 приём. Ассоциации

Речь – выражает процесс мышления человека. Так что, желая сделать свою речь свободнее, креативнее, интереснее, с мышлением в первую очередь и нужно работать. Здесь на помощь придёт упражнение, разввающее скорость и богатство ассоциативного мышления. Называется оно «Цепочка ассоциаций».

Отталкиваетесь от опорного слова и выстраиваете по собственному вкусу ассоциативную цепочку, в которой каждое следующее слово ассоциативно связано с предыдущим. Длина цепочки – слов, минимум, в пятьдесят. Например, первое слово было «лампочка». Цепочка ассоциаций может выглядеть так: лампочка – ток – провод – троллейбус – пассажир – чемодан – отпуск – лето – море – рыба – повар – ресторан – музыка – радио – новости – события – жизнь – марс – вселенная – простор – степь – ковыль – свобода – счастье – любовь – вера – церковь – крещение – младенец – мать – забота – питомец – клетка – зоопарк – крокодил – Африка – негр – джаз – веселье – юбилей – тост – вино – Грузия – персики – рынок – покупатель – деньги – экономика – государство – закон…

На первый взгляд это упражнение может показаться по-детски простым. Однако, если вы прочтёте приведённую выше цепочку в быстром темпе, то получите тот темп, к которому следует стремиться. Первое впечатление бывает обманчивым. Тренируйте навык построения ассоциативных цепочек.

2 приём. Импровизация

На базе поиска интересных ассоциативных ходов строится принцип словесной импровизации. Развитием этого ценного навыка мы займёмся в данном упражнении, которое так и называется: «Словесная импровизация».

Берёте любое понятие и начинаете говорить всё, что приходит в голову на эту тему. Например, выбрано понятие «море».

Море – что может быть приятнее, чем отдых на море. Каждый год миллионы людей во всём мире отправляются на моря и океаны, чтобы отдохнуть, укрепить здоровье, завести новых друзей или пережить страстный курортный роман. Почему море так манит к себе человека? Могучая стихия моря, романтичные звуки прибоя, пение цикад – всё это оказывает на психику позитивное воздействие. Не говоря уже о целебной силе морской воды. Полная таблица микроэлементов, столь важных для жизнедеятельности организма, способна назытить вас от одного лишь вдыхания морского воздуха. Не зря в каждой аптеке вы легкго можете купить морскую соль. Врачами доказано, что потрясающие свойства морской воды могут  вылечить, оздоровить, укрепить ваше тело на целый год. Археологические раскопки давно подтвердили тот факт, что вся жизнь изначально зародилась в воде… и т.д.

Говорить важно не меньше двух минут. Лучше – от трёх до пяти минут. После этого можете переходить к следующему понятию. В целом, тренировка должна занимать не меньше 15-25 минут в день.

3 приём. Целенаправленное рассказывание

Теперь перейдём к самому интересному. Организуем приёмы рассказывания. Сама по себе словесная импровизация хороша, но бесцельна, хаотична. В том смысле, что у неё нет вектора и критерия отбора мыслей. В текущем упражнении мы придадим вектор нашему рассказыванию, введя ряд законов. Я называю это «Целенаправленным рассказыванием».

1. Целенаправленное рассказывание предполагает наличие вступительных слов.

Часто ораторы не задумываются о роли вступительных слов. Относятся к ним пренебрежительно и свысока, как к формальности, а то и вовсе забывают о них. Напрасно.

Вступительные слова помогают активизировать внимание зала. Играют роль камертона будущей речи, задавая тон всему выступлению. Как может выглядеть ваше вступление? Этот вопрос тесно связан со следующим законом.

2. Целенаправленное рассказывание предполагает наличие определённой идеи, высказанной во вступлении.

Допустим, вы решили порассуждать на тему «стул». Принцип обычной словесной импровизации допускает такое начало: «Поговорим о стульях». Целенаправленное рассказывание предполагает более ясную векторизацию мысли с самого начала. Например, вы можете начать так:

  • Поговорим о стульях. Их функциях и значении в нашей жизни.
  • Давайте поговорим о красоте и комфорте нашего жилища, и о том, как нам повысить их с помощью правильного выбора стульев.
  • Эволюция – она есть у всего: у человека и у стула. Сегодня мы поговорим об эволюции стульев: их прошлом, настоящем и будущем.

Как видите, мы с самого начала придаём разговору конкретную направленность, а не бесцельно болтаем на тему (что, кстати, в качестве тренировки бывает тоже весьма полезно: см. предыдущее упражнение).

3. Целенаправленное рассказывание предполагает осознанный отбор ассоциаций.

Есть темы близкие к основной. Через них мы раскрываем суть. Приведу пример. Близкими к понятию «стул» будут: «металл», «дерево», «пластмасса», «кожа», «ткань», «поролон» и т.п., объединяющиеся в смысловую группу «материалы»; «декоративные элементы», «аксессуары» (скажем, чехлы), «формы», «авторская мебель» и т.п., из смысловой группы «дизайн»; все понятия, входящие в смысловую группу «конструктивные особенности»; понятия из группы «производство»; группа «места использования стульев»; «продажа стульев», включая «магазины» и «стоимость», а также многие другие группы и их составляющие. Всё это поможет нам создать рассказ содержательный, наполненный смыслом.

Есть темы далёкие, косвенно касающиеся генеральной темы рассказывания. Они не делают рассказ содержательным, зато придают ему яркость, личностную направленность, своего рода харизматичность. Далёкие понятия к слову стул будут «ваше детство», а именно воспоминания о виденных когда-то стульях; «мир искусства», т.е. литература, кино, любые произведения о стульях («12 стульев») или где можно посмотреть интересные примеры стульев, вспомним и авторские фотографии с красивыми стульями; «анекдоты и весёлые истории»; «примеры необычного использования», допустим, стул как постамент в детском саду во время чтения стихов, стул с выломанным сиденьем в качестве подставки, или же в детских играх, как основа для шалаша и т.д. и т.п.

Когда оратор делает ставку только на далёкие ассоциации, его речь может восприниматься с интересом, забавлять зал, но будет при этом грешить пустословием, будет речью ни о чём. Ораторы, желающие повеселить, «подогреть» зал, конечно, могут смело использовать далёкие, неожиданные ассоциации. Они дадут залу передышку, разрядку, либо эмоционально простимулируют зал (например, как неожиданное начало речи). Потом же следует переходить к более содержательным аспектам выступления. А где-нибудь в процессе опять дать публике отдохнуть, повеселить её.

Желательно, чтобы внутри выступления было раскрыто от трёх до пяти содержательных смысловых групп и присутствовали один-два неожиданных ассоциативных скачка, ответвления от темы с последующим возвратом в русло.

4. Целенаправленное рассказывание предполагает завершение речи.

Если мы хотим, чтобы речь звучала эффектно, она должна иметь финал, итог, к которому вы приходите вместе со слушателями. Обычная словесная импровизация допускает «оборванный» конец речи. Но не целенаправленное рассказывание, где финализация столь же важна, как вступление и отбор тем.

Финал речи может быть различным. Чаще – обобщением: «мы поговорили о стульях и о том, как они помогут создать красоту и комфорт в вашем доме». Нередко – пожеланием: «в завершении нашего разговора о стульях я хочу пожелать: пусть в вашем доме всегда будет красиво и комфортно, пусть он создаёт гармонию в вашей душе». Порой – вопросом: «Сегодня мы поговорили о стульях, и я рассказал о том, что выбираю я: красоту и комфорт. А вы подумайте и решите: какой выбор ближе для вас?»

5. Целенаправленное рассказывание предполагает приёмы коммуникации.

Приятно смотреть на ораторов, чьи речи не становятся монологами говорящей головы, а демонстрируют активный процесс взаимодействия с публикой.

К коммуникативным приёмам относятся вопросы: открытые – предполагающие развёрнутый ответ от какого-либо слушателя («что вам нравится делать, отдыхая на море?»), закрытые – нацеленные на получение короткого ответа от слушателя или всего зала («кто был на море – поднимите руки»), риторические («что может быть приятнее отдыха на южном морском берегу?»).

Также сюда мы относим описания происходящего: «Я вижу, многие из вас записывают за мной, я вижу блеск и оживление в ваших глазах: это значит, перспектива отдыха на море многих из нас оставляет неравнодушными, вызывает желание оказаться на морском берегу, побуждает к поиску интересных вариантов отдыха…». Подобные описания помогают устанавливать более тесный контакт со слушателями, проявлять эмпатию, находиться на одной волне с залом.

Подводя итог этой статьи, я хочу надеяться, что мне удалось помочь вам глубже проникнуть в тонкости ораторского свободного рассказывания. Конечно, в одной статье обо всём не расскажешь. Много чего осталось, как говорится, за кадром. И всерьёз заинтересовавшись развитием навыков свободного рассказывания, стоит пройти ораторский курс. Например, такой как мой курс «Выступай – легко!». И всё же самостоятельная тренировка этих навыков способна помочь вам стать более успешным, интересным рассказчиком.

Удачи!