В погоне за сценическим успехом люди стремятся найти самые оптимальные инструменты воздействия на публику. Это касается и новичков, и профессионалов. Да вот только поиск оказывается у тех и других совершенно разным. Если профессионал работает над моделированием и усовершенствованием собственного образа, то новички нередко стараются найти некий эталон и ему соответствовать. Я считаю это большим и опасным заблуждением. В то же время мне как преподавателю ораторского искусства совершенно очевидно, что без усвоения ряда универсальных техник и приёмов достичь успеха на сцене тоже затруднительно.
Когда мы только узнали о необходимости выступать, у нас ещё нет никакого плана, набора идей, которые нужно осветить. Значит, необходимо эти идеи найти, составить план, провести репетицию и т.п. Для систематизации подхода нам поможет античный канон. Когда-то канон состоял из пяти этапов, я предложу вариант из семи. Наполнение этапов во многом пересмотрено, уточнено, так как изменился мир, появились новые технологии, поменялось восприятие. Хотя конструкция в целом своей актуальности нисколько не утратила. Поэтапный подход минимизирует ошибки и упростит работу в таком важном деле, как подготовка и проведение эффективного выступления.
Высокая мотивация к выступлению: хорошая подготовка и оптимальный настрой, порождающий желание выступать – неотъемлемая часть ораторского успеха. Истины прописные. Почему же тогда люди игнорируют, оттягивают, ограничивают подготовку (к примеру, занимаются только изготовлением слайдов и то впритык), воспринимают перспективу выступить без особого энтузиазма? Мой большой тренерский стаж, а также немалый опыт работы консультирующим психологом, помогают мне ясно видеть причины низкой мотивации ораторов. Я вижу их, главным образом, в отсутствии позитивного опыта и наличии негативного прогноза.
Есть у большинства начинающих ораторов один уж очень вредный психологический барьер: испытывать страх прямого общения с аудиторией и получения вопросов из зала. Почему я называю этот барьер вредным? Разве есть полезные? Нет, конечно. Но этот более других вредит ораторскому успеху. У страха этого есть конкретные причины. Но ключом к преодолению холода между выступающим и его публикой, к снижению личной ответственности спикера и обретению чувства большей свободы способно стать как раз прямое общение с залом.
Сегодня многие говорят о необходимости анализа целевой аудитории. Звучат эти советы, как в отношении публичных выступлений, так и касательно области переговорной практики. Парадоксальным кажется, что при этом даже ораторы, «налетавшие немало километров», подчас относятся к этапу анализа несколько формально, если не сказать поверхностно, концентрируются больше на собственных идеях, на подготовке слайдов. Причину этого я вижу в природной особенности человеческого мышления, которую можно повернуть себе во благо.
В этой статье я хочу поговорить об одной из тем, противоречиво воспринимаемых профессионалами сцены. О репетиции выступления перед зеркалом. У профессионалов сцены есть табу на «зеркальные репетиции». Но, многие годы работая преподавателем, я смело рекомендую своим ученикам использовать зеркало. Только использовать избирательно, как один из этапов подготовки. Ведь работа с зеркальным отражением способна открыть нам много нового и позволить лучше понять себя.
Примерно в 1042 году родился Одо де Ланжери, Папа Урбан ІІ, с клермонской речи которого начались знаменитые Крестовые походы, охватившие мир на ближайшие двести лет и повлиявшие на всю последующую историю развития цивилизации. Так что нет ничего удивительного в единогласных оценках этой речи, называемой самой действенной мотивирующей речью из всех когда-либо произнесенных. Но, конечно, ни одной великой речи не бывает без внешних обстоятельств, обеспечивающих ей глубину проникновения в умы и сердца.
Недавно студентка сказала мне об одном из будущих своих выступлений: «Главное выступить, а как – в данном случае не важно: всё равно это выступление никому не нужно – там все спать будут». Спящие слушатели никуда не уйдут, выступление прошло, галочку поставили, все формальности соблюдены. Скорее всего, есть случаи, где можно поступить и так. Можно. Но не лучше ли попробовать расшевелить публику? Лично я за второй вариант. Зачастую безразличие - непроявленная агрессия, и с этим нужно работать.
Артикуляционная мускулатура губ, языка, подъязычной области, шейно-гортанного отдела нуждаются в ежедневной поддержке... Но только в том случае, если нам необходимо безупречное звучание голоса и высокая отчётливость речи. Артикуляционная гимнастика создана для лёгкого и удобного поддержания речевой отчётливости на профессиональном уровне. Небольшой цикл упражнений займёт не более 15 минут Вашего времени. Эффективно укрепит мышцы, обеспечит приток крови к речевым органам.
Записывайтесь к нам на открытый мастер-класс и вместе мы отправимся в увлекательное путешествие по миру слов, смыслов, взаимопонимания и влияния. Пройдём сквозь лабиринт потрясающих игр и упражнений, которые помогут Вам открыть в себе новые грани, удивиться собственным возможностям, стать сильнее!
Узнать большеВнимание! В настоящий момент обучение проводится только в онлайн-режиме.
Этот быстрый тест поможет определить
оптимальный для вас комплекс занятий