Свет мой, зеркальце...

В этой статье я хочу поговорить об одной из тем, противоречиво воспринимаемых профессионалами сцены. О репетиции выступления перед зеркалом.

Я рос в окружении актёров. Достаточно упомянуть, что моя бабушка была профессиональной актрисой, членом Всесоюзного Театрального Общества, и уже станет ясно, что даже от неё одной я получал множество актёрских советов. Один из них был совершенно категоричным. Начав репетировать стихотворение, которое решил приготовить к школьному конкурсу чтецов, я встал перед зеркалом, вознес высоко руку и услышал: «Ты что ерундой занимаешься? Надо чувствовать то, что читаешь, а не изображать. Отойди от зеркала немедленно!»

Я последовал совету и больше перед зеркалом стихов не репетировал. Долго.

Но в консерваторские годы решил изменить принципу. Посещая факультативно занятия по вокалу, я порепетировал песню перед зеркалом. На занятии признался в этом педагогу и увидел недовольный взгляд: «Если пропустишь песню через себя, то ты и так всё выразишь, перед зеркалом нужно гримироваться к выходу на сцену, а не репетировать» – строго напутствовал преподаватель.

Тогда я окончательно понял, что у профессионалов сцены есть табу на «зеркальные репетиции». Позже я подтвердил эту догадку, когда уже работал в ГИТИСе. На какое-то время, поддавшись влиянию, и сам я начал негативно относиться к зеркалу. И всё же, будучи по природе экспериментатором, позже я не стал лишать себя такого инструмента как зеркало. И считаю свой выбор правильным. А теперь, работая преподавателем, смело рекомендую своим ученикам использовать зеркало. Почему?

Мой опыт общения с несколькими зарубежными актерами показал, что они не имели ничего против использования в работе зеркала. Это привело меня к выводу, возможно ошибочному, но высоко вероятностному, что русская школа исторически больше ориентирована на систему К. С. Станиславского, где опора идёт на глубокое вчувствование, как первичный инструмент репетирования. Западная же школа меньше привязана к конкретным методам, более мозаична, свободна в подходах, в том числе активно использует методы Михаила Чехова и других мастеров, придававших большое значение внешней выразительности, наравне с глубинным переживанием. А значит, и профессионалы относятся к зеркалу по-разному. Также я нахожу, что актёру проще вовсе отказаться от зеркала, ибо за ним пристально следит требовательный взгляд режиссёра. Если актёр будет делать что-то не то, его обязательно подкорректируют. Это особенно важно на этапе становления, пока навык свеж и не перешёл на уровень условного рефлекса.

Иное дело – ораторская практика, где выступающий часто и готовится, и обучается самостоятельно. Ему постоянно нужно сочетать в себе актёра и режиссёра. При этом требования к артистизму, вживанию для оратора существенно ниже: профессиональный театр и профессиональное ораторство – это разные сценические жанры. А зеркало может выступить прекрасным помощником. Рассмотрим, где и когда его уместно использовать.

Во-первых, перед зеркалом можно работать над мимикой. Часто мы не привыкли осознанно управлять мимическими мышцами. Поэтому полезно, встав перед зеркалом, попробовать поднять и опустить брови, вначале вместе, а затем поочерёдно. Улыбнуться, посмотреть на разные оттенки улыбки: допустим, улыбка может быть жизнерадостная, дружественная, кокетливая, лукавая, растерянная, злорадная, американская – активная широкая улыбка с демонстрацией зубов, но без прищура в уголках глаз.

Во-вторых, для оратора важно следить за позой. Периодически немножко наклоняться к аудитории. Стараться чтобы поза была ровная – не завалилась в сторону, чтобы не было «изломов», отклонений назад и т. д.

В-третьих, полезно поработать над жестами. Причём поработать над ними не только применительно к конкретному выступлению, а впрок: потренировать навык жестикуляции, поработать над выразительностью, интенсивностью жеста. Вначале эффективнее тренировать жесты во время чтения стихов. Потом – во время словесной импровизации на любую тему, в том числе спонтанную.

Итак. Я ни минуты не сомневаюсь, что зеркало – инструмент полезный. Однако его легко переоценить и тогда оно может сыграть с вами злую шутку. Если опираться только на зеркало и не репетировать речь без него. Важно несколько раз произнести речь, представляя перед собой слушателей, их реакции. Также в процессе репетиций следует использовать ценнейший инструмент – видеосъёмку, тем более что камера сейчас находится в каждом смартфоне. Не то, что было во времена моей молодости, когда возможность увидеть свою видеозапись была для многих непозволительной роскошью или просто – экзотикой. Если рассчитывать только на зеркало, то, выйдя к публике, мы вряд ли будем готовы к выступлению и станем вести себя на сцене так же, как вели себя, глядя на собственное отражение.

Резюмируя всё вышесказанное, я хочу еще раз подчеркнуть, что зеркало использовать можно и нужно. Только использовать избирательно, как один из этапов подготовки. И если времени на подготовку осталось мало, тогда репетицией перед зеркалом лучше пренебречь и поработать с другими инструментами. А в общей тренировке, не привязанной к конкретному выступлению, и в полном тренировочном цикле, где зеркальный этап – лишь небольшая подготовка к финальному закреплению, производимая с целью коррекции и тонкой настройки, работа с зеркальным отражением способна открыть нам много нового и позволить лучше понять себя.

Задать вопросы или записаться на тренинг

Открытые мастер-классы

Записывайтесь к нам на открытый мастер-класс и вместе мы отправимся в увлекательное путешествие по миру слов, смыслов, взаимопонимания и влияния. Пройдём сквозь лабиринт потрясающих игр и упражнений, которые помогут Вам открыть в себе новые грани, удивиться собственным возможностям, стать сильнее!

Узнать больше
  • 2 часа, вечер пятницы Говори - красиво!
    Открытый урок развития голоса и речевой техники
    27.09.19
    19:30
    4 дня до урока
  • 2 часа, вечер пятницы Выступай - легко!
    Мастер-класс риторики и ораторского искусства
    04.10.19
    19:30
    11 дней до урока