Внятность дикции у выступающего. Кагтавость гечи огатогу не стгашна?

Техника речи оратора включает внятную дикцию наряду с красивым, поставленным голосом. И если из зала часто переспрашивают, просят повторить – самое время задуматься о работе над внятностью Вашей речи. У нас в речи есть гласные – произносимые в основном голосом и согласные – работающие совместно с гласными. Поэтому работа над качеством гласных звуков – это область постановки голоса. А вот согласные – это уже работа над артикуляционными речевыми качествами.

 

Внятно о членораздельном

Некоторые специалисты различают аж два определения, касательно звукопроизношения согласных звуков: внятность и членораздельность. При этом членораздельностью они называют – произношение звуков в их речевых нормативах. Скажем, горловой звук «р», который так хорош для Франции, у нас в России будет считаться нечленораздельным. К этой группе относится также шепелявость (призубный сигматизм и неправильное произнесение шипящих), двугубный «л» (Уапуандия вместо Лапландия) и некоторые другие дефекты. Коррекция дефектов речи относится к области логопедов. Вначале звук ставится, затем его учатся произносить в слогах, после в словах, наконец, во вразах и, в заключении, в свободной речи. При этом опыт «вечно живого» Владимира Ильича явно доказывает нам, что «кагтавость гечи огатогу не стгашна!»

А вот внятность речи куда важнее для человека на сцене. Внятность – чёткость произношения звуков – обеспечивает хорошее слышание произносимой речи всем залом.
 

Как тренировать внятность?

Обыкновенно, полагаясь на естественный ход мыслей, люди ассоциируют работу над внятностью с произнесением скороговорок. Отчасти это так. Лишь отчасти. Скороговорки хорошо тренируют ловкость мышц. Для внятной дикции же этого мало. Нужно ещё и развивать сами мышцы артикуляцимонных органов. Для этого существуют разные артикуляционные гимнастические упражнения. А здесь хочется особо выделить два известных метода.
 

1. Чтение скороговорок и текстов с карандашом *

a) Возьмите карандаш за оба конца двумя руками.
b) Приоткройте рот и улыбнитесь.
c) Закусите карандаш, сохраняя улыбку. Теперь его держат боковые зубы.
d) Расположите язык над карандашом.
e) Начинайте читать скороговорки или любые тексты, следя при этом за максимальной внятностью произносимых звуков.
 

2. Чтение скороговорок и текстов с деревянной пробкой от винной бутылки (фигурные пробки от шампанского не подходят) *

a) Возьмите пробку пальцами за оба конца.
b) Откройте рот пошире.
c) Закусите пробку передними зубами.
d) Начинайте читать скороговорки или любые тексты, как и в первом упражнении, следя за максимальной внятностью Вашего произношения.

Первый из этих способов успешно тренирует мышцы языка, а второй - снимает челюстной зажим (одну из причин плохой дикции) и проводит общую тренировку артикуляционных мышц.

* Примечание: Данные упражнения не рекомендуется людям со слабой эмалью и с ортодонтическими брекетами (в период коррекции).

 

Где можно получить профессиональную помощь?

На ораторском тренинге «Выступай – легко!» мы в обязательном порядке проходим ряд упражнений на оптимизацию голоса и дикции. Помимо этого, мы проверяем речь на темп, общую выразительность, наличие пауз и чистоту (отсутствие слов и звуков-паразитов). Тем же, кто хочет глубже заняться развитием голоса и техники речи, в частности речевой внятности – рекомендуется специальный голосо-речевой тренинг «Говори – красиво!» и индивидуальные речевые занятия. 

Задать вопросы или записаться на тренинг

Открытые мастер-классы

Записывайтесь к нам на открытый мастер-класс и вместе мы отправимся в увлекательное путешествие по миру слов, смыслов, взаимопонимания и влияния. Пройдём сквозь лабиринт потрясающих игр и упражнений, которые помогут Вам открыть в себе новые грани, удивиться собственным возможностям, стать сильнее!

Узнать больше
  • 2 часа, вечер пятницы Говори - красиво!
    Открытый урок развития голоса и речевой техники
    18.01.19
    19:30
  • 2 часа, вечер пятницы Выступай - легко!
    Мастер-класс риторики и ораторского искусства
    25.01.19
    19:30
    5 дней до урока